Опыт внедрения метода проектов в работе МК по специальности "Фармация"

Умение заниматься проектной деятельностью необходимо фармацевту для успешной карьеры, так как в силу специфики специальности большинство фармацевтических работников, так или иначе, сталкиваются в профессиональной деятельности с необходимостью участвовать в различных проектах: бизнес-проекты, рекламные проекты, социальные проекты и т.п.

Для студентов, обучающихся по специальности «Фармация» работа над проектом помогает освоить общие и профессиональные компетенции. Работая над индивидуальным проектом, студент учится организовывать свою собственную деятельность, осуществлять поиск информации, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. Работа над групповым проектом способствует развитию умения работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды и за конечный результат.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии).

Разработка учебного проекта включает несколько этапов:

  1. Подготовительный (мотивация, выбор темы, постановка цели проекта).
  2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности).
  3. Практический (исследование проблемы, сбор и обработка данных, оформление документации).
  4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
  5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).
  6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).

Приведем небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности применительно к специальности «Фармация»:

  • Учебная мультимедийная презентация определенной темы по учебной дисциплине, профессиональному модулю.
  • Рекламный буклет (например, линейка лекарственных средств).
  • Сценарий телепередачи (например, о здоровом образе жизни).
  • Сценарий занятия кружка по определенной малоизученной теме.
  • Сценарий внеклассного мероприятия.
  • Тематическая экскурсия.
  • Видеофильм (например, учебный фильм «Технология изготовление мазей»).
  • Проект действующей или будущей фирмы.
  • WEB-сайт (аптечной сети, фитоаптеки, фитобара).
  • Коллекция (например, гербариев лекарственных растений).
  • Модель, макет.
  • Оформление кабинета (например, проект стендов).
  • Справочник, словарь.

Метод проектов использовался в работе методической комиссии по специальности «Фармация» практически с момента её открытия. На протяжении уже более 10 лет преподаватели совместно со студентами, выпускниками работали над созданием сборника учебных фильмов по специальным учебным дисциплинам. На сегодняшний день имеются учебные фильмы о работе аптечного склада, об организации внутриаптечного контроля качества,  о технологии изготовления свечей, неводных растворов,  о заготовке лекарственного растительного сырья. Все фильмы широко используются в образовательном процессе.

Кружковая работа методической комиссии по специальности «Фармация» также ведется с использованием проектного метода. В колледже работает интегрированный кружок «Фармация», на заседаниях которого исследуются самые актуальные проблемы применения лекарственных средств.

Результатом такой деятельности является ежегодное успешное участие в смотре кружковой работы колледжа, которое, по сути, является презентацией сценария заседания интегрированного кружка. Кружковцами под руководством преподавателей была проведена научно-исследовательская работа  по темам «Боль – ключевое слово в медицине. Головная боль», «Влияние эссенциальных макро- и микроэлементов на организм человека», «Сравнительная характеристика индукторов интерферона».

Итогом годовой работы методической комиссии по специальности «Фармация» стала презентация исторически-поискового проекта, посвященного Вере Игнатьевне Гедройц «Княжна милосердия с руками, дарящими жизнь».

Этот проект посвящен первой женщине-хирургу в России, которая не смотря на приближенность к императорской семье, в годы 1-ой мировой войны оперировала в полевых условиях.

  

Студенты были поражены тем фактом, что дочери императора во время этой страшной войны были сестрами милосердия, помогали раненым не только своим уходом за ними, но и участием в их нелегкой судьбе.

Над этим проектом работали студенты 2 курса на занятиях по истории под руководством преподавателя истории и философии Л.В. Горошко. Привлечение студентов к разработке такого рода проектов созвучно с призывом В.В. Путина о возрождении России через бережное и уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.

Подводя итог исследовательской работы преподавателей МК по специальности «Фармация», можно охарактеризовать метод проектов как:

  • одну из личностно - ориентированных технологий;
  • деятельностный (учение через деятельность) метод;
  • метод, обучающий групповой деятельности;
  • метод, построенный на принципах проблемного обучения;
  • метод, развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
  • метод, формирующий навыки самостоятельности;
  • метод, воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.

Преподаватели методической комиссии по специальности «Фармация» Захарова М.А., Алексеева С.Н., Мирмова Д.М., Горошко Л.В. намерены использовать метод проектов и дальше, включая его в разные направления подготовки будущего специалиста - в воспитательные мероприятия, волонтерское движение, освоение профессиональных модулей.