Опыт создания и использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов

В информационном обществе уровень интеллектуального развития его членов становится главным стратегическим ресурсом, что значительно повышает статус образования, предъявляет новые требования  к его уровню и качеству.  

Современный преподаватель должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Поэтому совершенствование ИКТ - компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогическим  коллективом ГАОУ СПО «Брянский базовый медицинский колледж». Интеграция традиционных образовательных и информационно–коммуникационных технологий становится важным условием  совершенствования учебного процесса.

Компетентность преподавателя медицинского колледжа в области ИКТ – это возможность создавать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) учебного назначения, автоматизировать информационно-методическое обеспечение по преподаваемым учебным дисциплинам, профессиональным модулям, междисциплинарным курсам с современными требованиями к интерактивности и мультимедийности.

Пять веков царит в образовании текстовый вид информации - книга. Важными средствами обучения кроме книги являются также живая беседа, дискуссия преподавателя с обучающимися, совместный анализ и исследовательская деятельность.

На помощь преподавателю, книге и мелу, приходили в разные времена   дополнительные средства обучения: таблицы, иллюстрации, муляжи, проигрыватель с пластинками, магнитофон, диапроектор, эпидиаскоп, телевизор, фильмы, видеофильмы и, наконец, персональный компьютер (ПК), который  может объединить всё вместе  при условии наличия электроэнергии или другого источника питания.

Программное обеспечение ПК постоянно совершенствуется, и открываются возможности создания  средств обучения нового поколения – ЭОР.

На рубеже ХХ-ХХΙ века  в образовании России стали  использоваться электронные образовательные ресурсы  (ЭОР).

 Большую помощь педагогическому коллективу медицинского колледжа в знакомстве с эволюцией учебных средств, в осмыслении проблемы информатизации в образовании, в раскрытии инновационных качеств ЭОР нового поколения оказала книга Александра ВасильевичаОсина «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы».

В рамках традиционной образовательной технологии, которую используют  большинство преподавателей медицинского колледжа, ЭОР способны добавить красок в учёбу студентов и несколько облегчить жизнь преподавателя.

Но ЭОР – это только вспомогательное средство и не влияет на изменение организационного, дидактического, методического, и других аспектов образовательного процесса без организующей и направляющей деятельности преподавателя.

Выход в Интернет, который имеется в читальном зале и 2-х кабинетах информатики и ИКТ колледжа, позволяет организовать работу студентов по поиску необходимой информации в справочниках, словарях в режиме реального времени занятия.

ЭОР обладают многими достоинствами, но их неуместное применение может привести к разочарованию. Успешность решения вопросов организации учебного процесса на занятиях зависит от профессионально-педагогического мастерства преподавателя, методического оснащения занятий с использованием ЭОР.

Это понимают творчески работающие преподаватели.

В 2013-2014 учебном году  преподаватели ГАОУ СПО «Брянский базовый медицинский колледж» разработали три простейших  электронных образовательных ресурса. Цель ЭОР – целенаправленная, контролируемая организация обучения студентов, их самостоятельной работы на практических занятиях и при самоподготовке дома.

 ЭОР текстографического характера с иллюстрациями и гиперссылкамик практическим занятиям по учебной дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» по специальностям 060101 «Лечебное дело», 060501 «Сестринское дело», 060102 «Акушерское дело», 060301 «Фармация» разработано преподавателем Кургузом Р.В., методистом  Киселевой Н.В., программистом Поживилко А.А.).

Электронное учебно-методическое пособие к практическим занятиям по учебной дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» имеет следующее содержание с гиперссылками на 11 занятий с определенной темой.

Использование преподавателем электронного учебно-методического пособия к практическим занятиям по общепрофессиональной учебной дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» по специальностям: 060101 Лечебное дело, 060501 Сестринское дело, 060102 Акушерское дело, 060301 Фармация с заданиями для самостоятельной домашней подготовки студентов к практическому занятию в форме опережающего обучения, позволяет на занятии больше времени уделять закреплению, углублению, систематизации теоретических знаний, формированию умений, развитию общих  и формированию профессиональных компетенций.

В совершенствовании качества преподавания и системы подготовки квалифицированных фельдшеров, медсестёр, акушерок, фармацевтов большое значение имеет организация самостоятельной аудиторной работы обучающихся над учебным материалом на практических занятиях.

ЭОР текстографического характера с навигацией по тексту к практическим занятиям по МДК 01.01.02 «Фармакогнозия» ПМ.01. «Реализация лекарственных товаров аптечного ассортимента»,  по специальности 060301. 51/52. «Фармация» разработан преподавателем Алексеевой С.Н., методистом Киселева Н.В., преподавателем информатики Петровой О.В.

Электронное учебно-методическое пособие для студентов к практическим занятиям по МДК 01.01.02 «Фармакогнозия» ПМ.01. «Реализация лекарственных товаров аптечного ассортимента», разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 060301. 51/52. «Фармация».

Данное электронное  учебно-методическое пособие для студентов к практическим занятиям по МДК 01.01.02 «Фармакогнозия» ПМ.01. «Реализация лекарственных товаров аптечного ассортимента» состоит из определенных тем.

Мультимедийный электронный образовательный ресурс для проведения практического занятия по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» по теме «Участие сестры в инструментальных методах исследования», специальность «Сестринское дело» разработан преподавателем Ковалевой О.А., методистом Киселёвой Н.В.

Основная цель данного практического занятия – подготовить специалиста, умеющего оказать медицинскую услугу в подготовке пациентов к инструментальным методам исследования и соответствующих умений у студентов по теме практического занятия.

У творчески работающих преподавателей есть возможности и желание создавать ЭОР, так как Интернет имеет большое количество электронных наглядных, звуковых учебных материалов открытых для пользователя. Преподаватель самостоятельно может выстроить авторский вариант ЭОР по учебной дисциплине, профессиональному модулю, междисциплинарному курсу. «Обкатав» свой вариант ЭОР, преподаватель может перейти к его расширению, добавляя варианты информационного, практического, контрольного модулей.