Использование симуляционных технологий на занятиях по специальности "Лечебное дело"

К вершинам мудрости ведут нас три пути:
путь размышленья - самый благородный,
путь имитации - доступней всех других
и горький путь - на собственных ошибках.
Конфуций, V век д.н.э.

В современном мире, в эпоху бурного развития высокотехнологичной медицины общество предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. Именно этот показатель и качество жизни пациентов после проведенного лечения должны лежать в основе оценки профессиональной деятельности отдельных специалистов и лечебных учреждений, а также уровня здравоохранения в целом.

Классическая система клинического медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки медицинского работника. Главными препятствиями к этому являются отсутствие непрерывной обратной связи между обучающимся и педагогом.

Поэтому ключевой задачей современного среднего, высшего и последипломного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту.

 Сюда относится развитие способности быстрого принятия решений медицинским работником и безупречного выполнения ряда манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях.

Одним из методов повышения качества практической подготовки будущих фельдшеров, медицинских сестёр, акушерок, медицинских лабораторных техников является использование симуляционных технологий. Симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.

ФГОС СПО по специальности выделяет лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) для выработки практических умений посредством внедрения симуляционных технологий, как этап подготовки  к учебной (УП) и производственной практике (ПП).

В настоящее время по уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий для обучения медицине. Преимущества симуляционного тренинга на современном этапе развития медицины не вызывают сомнений.  

  1. Визуальный: классические учебные пособия, электронные учебники, обучающие компьютерные игры.
  2. Тактильный: тренажеры для отработки практических навыков, реалистичные фантомы органов, манекены сердечно-лёгочной реанимации (СЛР), например, фантом для отработки интубации трахеи.
  3. Реактивный:  манекены низшего класса реалистичности (Low-Fidelity).
  4. Автоматизированный: манекены среднего класса реалистичности, видеооборудование.
  5. Аппаратный: симулятор среднего класса в палате, оснащенной медицинской мебелью и аппаратурой, тренажер, укомплектованный реальным медицинским оборудованием
  6. Интерактивный: роботы-симуляторы пациента высшего класса реалистичности (High Fidelity) и виртуальные симуляторы с обратной тактильной связью.
  7. Интегрированный: комплексные интегрированные  симуляционные системы – взаимодействующие виртуальные симуляторы.

При обмене опытом с коллегами из Казанского и Табольского медицинских колледжей мы увидели, что данные учебные заведения имеют многопрофильный симуляционный центр, который создан как модель мини-клиники и включает в себя: кабинет приема больных, процедурную, перевязочную, палату интенсивной терапии, кабинет женской консультации, родовой зал, кабинет здорового ребенка, клизменную, кабинет забора анализов.

В нашем учебном заведении преподаватели мечтают о создании полноценного, оснащенного виртуальными симуляторами симуляционного центра. В медицинском колледже применяются  элементы симуляционных технологий в виде электронных учебников, обучающих компьютерных игр, тренажеров практических навыков, реалистичных фантомов органов, манекенов сердечно-лёгочной реанимации, отработки методик аускультации.

Для более эффективного применения симуляционных технологий организован «интегрированный» кабинет на базе ГАУЗ «Брянская городская больница  №1», где собран комплект для отработки практических навыков по ПМ. 01 «Диагностическая деятельность», ПМ. 02 «Лечебная деятельность», который используется при обучении студентов по специальности «Лечебное дело».

Один из самых богатых опытов использования симуляционных технологий накоплен преподавателями ПМ. 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», которые на ЛПЗ используют для отработки манипуляций следующие уровни симуляционного оборудования:

1. Визуальный – знакомит с практическими действиями, их последовательностью и техникой выполнения манипуляции. Студентами отрабатывается понимание последовательности действий выполнения манипуляции, однако никакой собственно практической отработки манипуляции не происходит. Но, данный уровень позволяет перейти к следующему этапу – к собственно практической отработке манипуляции. Примером может служить электронное пособие и видеофильмы.

2. Тактильный – на данном уровне происходит

воспроизведение и отработка практических навыков, т.е. последовательность скоординированных движений в ходе выполнения той или иной манипуляции и как результат – приобретение практического навыка. Пример – отработка манипуляций на фантоме, муляже и стандартизированном пациенте, роль которого выполняет студент.

3. Реактивный  – воспроизводятся простейшие активные реакции

фантома на типовые действия студента. Например: при правильном выполнении непрямого массажа сердца – загорается лампочка, тем самым осуществляется оценка точности действий обучаемого  и воспроизведение моторики отдельного базового навыка.

Итоговое выполнение манипуляций с применением вышеперечисленного симуляционного оборудования возможно с использованием системы объективной оценки в  баллах.

Таким образом, методологическая задача нашего педагогического коллектива на ближайшее будущее, «программа максимум» – это разработка «сквозной» обучающей технологии формирования каждого умения с использованием моделей (фантом, манекен, муляж, и пр.),  стандартизованных пациентов с преемственностью и повторяемостью на каждом последующем этапе обучения,  а также при  допуске обучающихся на УП, ПП или при проведении аттестация по итогам ПП.

Но мы можем с уверенностью подчеркнуть в заключении, что симуляционное обучение – это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным для больного и студента, потому что для реализации освоения основных видов профессиональной деятельности для медицинского работника необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.