Интегрированное практическое занятие с использованием ИКТ

Информатизация современного общества, всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной педагогической деятельности.

Процесс интеграции медицинской, педагогической науки и практики с современными информационными технологиями является одной из характерных черт современной ситуации в медицинском колледже.

Происходят качественные изменения образовательного процесса, активно меняется  информационная среда: преподаватели имеют под рукой неисчерпаемые информационно-методические ресурсы Интернет, представляющие новый спектр инструментов и средств совместной работы преподавателей и студентов.

Приведение квалификации преподавателей в соответствие с требованиями, необходимыми для использования информационных технологий в учебном процессе является одной из ключевых проблем информатизации. Современные студенты нередко превосходят своих преподавателей в области информационных технологий.

В настоящее время преподаватели колледжа самостоятельно вынуждены искать информацию, овладевать методами аналитико-синтетической её переработки, конструировать тексты (учебные, научные), мультимедийные презентации, создавать учебно-методические пособия, разрабатывать фонд оценочных средств, контрольно-оценочные средства к зачётам и экзаменам, учебно-методические комплексы по преподаваемым учебным дисциплинам, профессиональным модулям.

Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

Преподаватели методической комиссии по специальности «Акушерское дело» ГАОУ СПО «Брянский базовый медицинский колледж» работают над педагогической проблемой «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе».

На смену мелу на доске,  таблицам, эпидиаскопу, кодоскопу, проигрывателю, магнитофону, магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, пришло изображение на экране интерактивной доски,  компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов.

Перед преподавателями стоят важные вопросы: как использовать компьютер, Интернет в сочетании с другими средствами обучения для решения дидактических задач, дополняя их или заменяя, но совершенствуя организацию преподавания, какие у средств ИКТ дидактические свойства, которые могут быть полезными для образовательного процесса в медицинском колледже, каков спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

Методической комиссией было принято решение провести интегрированное практическое  занятие в группе второго курса специальности «Акушерское дело»  преподавателем информатики Петровой О.В. и преподавателями профессионального модуля «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» Горбачёвой В.А. и Калининой А.В.

Творческий тандем трёх преподавателей методической комиссии по специальности «Акушерское дело» Горбачёву В.А., Калинину А.В., Петрову О.А. объединила готовность: 

-  к самообразованию, саморазвитию, осознанию своих возможностей;

-  на практике опробовать методику проведения практического занятия по ПМ.05. «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» с использованием компьютера в современных условиях преподавания в медицинском колледже;

- оказать помощь друг другу в профессионально-личностном развитии, в проектировании и управлении образовательным процессом на интегрированном практическом занятии по теме «Общение в сестринском деле» с использованием компьютеров;

-  к рефлексии своей преподавательской деятельности - самоанализу и самооценке  проведенного практического занятия,   к определению  всех его плюсов и минусов, собственных затруднений и проблем в педагогической практике.

При подготовке   практического занятия молодыми преподавателями осуществлено поэтапное педагогическое проектирование:

1. Организация взаимодействия двух преподавателей профессионального модуля  «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и преподавателя информатики по отбору и структурированию учебного, иллюстративного, демонстрационного материала, по подготовке контрольных тестов,  вопросов по теме, различных видов  самостоятельных работ,  ситуационных задач, изображений, видеоинформации, создание учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

2. Обсуждение возможности проведения на практическом занятии в режиме реального времени информационно-поисковой самостоятельной работы студентов с электронными словарями и справочниками в сети  Интернет.

3. Организация самостоятельной домашней подготовки студентами докладов с использованием   мультимедийных средств,  с целью выявления их умений находить необходимую информацию, анализировать её, перерабатывать, структурировать, иллюстрировать, творчески презентовать.

4. Объединение подготовленных дидактических материалов  в единую разработку практического занятия,   распределение времени на все этапы проведения занятия   тремя преподавателями.

5. Подготовка презентации всего занятия с помощью компьютера.

6. Разработка объективных критериев оценивания  умений и знаний студентов, эталонов ответов.

7. Формирование в ходе практического занятия, в условиях доклинической практики, в процессе реального общения при разыгрывании ролевых ситуаций   первого опыта делового общения с соблюдением этических принципов в работе медицинской сестры (акушерки).

После проведенного практического занятия преподавателями сделан вывод, что средства ИКТ положительно влияют на  образовательный процесс.

Преподаватели, использовавшие  компьютеры на 6-ти часовом практическом занятии,  проводили занятие на здоровьесберегающей основе. Через каждые 20-25 минут осуществлялась смена вида деятельности, переход  «из теоретической зоны» аудитории  к компьютеру, затем в практическую зону, что способствовало снижению утомления  и сохранению работоспособности. Для снятия у студентов мышечного статического напряжения и повышения умственной работоспособности использовалась физкультпауза.

В ходе подготовки и проведения 6-ти часового практического занятия с использованием компьютерного  обеспечения с выходом в Интернет преподавателями МК по специальности «Акушерское дело» приобретены также  умения  по сбору, переработке, классификации учебной информации, компьютерной обработке с помощью MS Word, MS PowerPoint, Web Page Maker. Основная цель преподавателей на практическом занятии - оптимальным образом решать стоящие перед ними задачи по обучению, воспитанию и  развитию будущих медработников среднего звена, выполнена.